3 стадии в борьбе с диареей в период после отъема

В последние годы производство без использования антибиотиков стало одной из основных задач в свиноводстве. Давление со стороны местных и международных организаций, а также потребительский спрос заставляют компании создавать абсолютно новые производственные цепочки. И теперь задача состоит в том, чтобы распространить эту концепцию на свиноводческие фермы. Одной из основных задач для производства без использования антибиотиков на свиноводческих фермах является проблема диареи после отъема.
1.   Использование неперевариваемых волокон в составе кормов

Нарушение пищеварения в течение первой недели после отъема часто связано с потреблением корма. Время между отъемом и первым приемом корма может составлять до двух дней, что приводит к снижению способности к перевариванию пищи. Очень важно ограничить булимию, которая может быть спровоцирована голодом. В данном контексте может помочь использование неперевариваемых волокон в кормах.

Поскольку ежедневное потребление корма обычно делится на несколько приемов пищи разного размера и структуры, процессы пищеварения адаптируются к данным ситуациям: корм задерживается в желудке, и небольшие количества корма периодически высвобождаются в тонкий кишечник. Мышечные сокращения помогают корму передвигаться по кишечнику, чтобы достичь толстой кишки. В этом процессе ключевую роль играет илеоцекальный клапан (или сфинктер), который ограничивает богатый бактериями рефлюкс из толстой кишки обратно в подвздошную кишку (см. Рисунок 1). Содержимое пищеварительного тракта ферментируется и регулярно выводится через прямую кишку из организма.


Рис. 1 – Изображение илеоцекального клапана

Однако после отъема способность к перевариванию пищи очень ограничена из-за низкой кислотности в желудке и из-за транзиторного уменьшения гидролитической и абсорбирующей поверхности тонкого кишечника.

Соответственно, незрелость пищеварительного тракта поросенка при отъеме не позволяет правильно функционировать сфинктеру между слепой кишкой (где живут бактерии) и подвздошной кишкой. При возникновении рефлюкса из слепой или толстой кишки в подвздошную кишку из-за присутствия бактерий в подвздошной кишке повышается риск заражения оппортунистическими патогенами (например, кишечной палочкой) и, как следствие, риск нарушения пищеварения. Добавление кормовых структур может укрепить сфинктер. В 2015 году группа под руководством исследователя Марии Грации Каппаи (Maria Grazia Cappai) из Университета Сассари, Италия, показала, что увеличение доли частиц размером более 1 мм в составе корма увеличивает толщину илеоцекального клапана, что приводит к снижению присутствия оппортунистических бактерий в подвздошной кишке.

Кроме того, неперевариваемые волокна могут ограничивать адгезию кишечной палочки (E. Coli) к слизистой оболочке кишечника и, следовательно, снижать частоту возникновения диареи у поросят. Более регулярные схемы приема пищи облегчают транзит, ограничивая накопление неперевариваемых веществ в толстой кишке и, следовательно, количество питательных веществ, доступных для кишечных бактерий.

Эти свойства изучали в ходе исследования, проводившегося в исследовательском центре Mixscience. В этом исследовании сравнивали результаты, полученные в трех группах поросят: поросята получали престартерный корм, содержащий:

  • Либо 0,61% лигнина

  • Либо 1,53% лигнина

  • Либо 2,45% лигнина

В группе, получающей максимальный уровень лигнина, ни одному поросенку не потребовалось лечение от диареи. Различия в росте между поросятами, получавшими или не получавшими лечение от диареи, были максимальными в группе, получавшей минимальный уровень лигнина (0,61%), по сравнению с группой, получавшей 1,53% лигнина. У поросят, получавших самый высокий уровень лигнина, потребление корма увеличилось на 16%, а скорость роста выросла на 27% по сравнению с животными, получавшими самый низкий уровень лигнина. Кроме того, поросята, получавшие корм с более высоким содержанием лигнина, были значительно чище по сравнению с другими поросятами (на основании количества следов навоза на теле).

2. Снижение воспаления кишечника

Снижение воспаления кишечника также является важным способом контроля здоровья кишечника. Для изучения эффектов кормов, используемых после отъема, может быть использован фекальный биомаркер для количественной оценки воспаления кишечника. Миелопероксидаза (МПО), биомаркер активности нейтрофилов, является компонентом лизосом. Когда эти иммунные клетки накапливаются и дегранулируют в слизистой оболочке кишечника, МПО высвобождается в просвет кишечника. Этот фермент используется в медицине уже на протяжении нескольких десятилетий для подтверждения диагноза при диагностике воспалительных заболеваний органов пищеварения, и он устойчив к микробной деградации в толстой кишке.

В презентации, представленной на саммите «Zero Zinc Summit» в июне 2019 года в Копенгагене, Дания, был сделан вывод, что на фекальную МПО не влияют ни пол поросят, ни их вес при отъеме. Исследование было основано на 292 отдельных образцах. Тем не менее, на фекальную МПО влиял возраст поросят на момент взятия образца, а также фекальные отметины в соответствии с бристольской шкалой оценки стула (Bristol stool scale). Уровень МПО повышался с ухудшением оценки фекалий. В комбинации с зоотехническими данными этот анализ позволяет разработать подходящие рецепты для кормов без содержания антибиотиков или оксида цинка.

3. Применение общей концепции

Корма играют ключевую роль в состоянии пищеварительной системы. Тем не менее, они не могут являться единственным способом решения проблем в условиях фермы. Соответственно, кормление должно быть интегрировано в общую концепцию, включающую в себя такие факторы как помещения, генетические факторы, управление фермой, уровень информированности производителя, качество воды, давление патогенов и ветеринарный профилактический план. В Mixscience такая стратегия известна как Рациональный подход к контролю за состоянием здоровья животных (Sustainable Animal Health Management). Этот подход иллюстрируется исследованием, проведенным в 2019 году в научно-исследовательском центре компании, в котором сравнивались санитарные и зоотехнические характеристики поросят, содержащихся в старом здании (старше 30 лет), с плохой вентиляцией и бетонными решетчатыми полами, с поросятами, содержащимися в довольно новом здание со стальным полом. Среди поросят, содержавшихся в старом здании, 44% требовалось лечение в связи с водянистой диареей, по сравнению с 2% поросят в другом здании (см. Рисунок 2). Диарея была связана со снижением потребления корма на 8% и снижением прибавки массы на 20% в течение первых 21 дня после отъема.


Рис. 2 – Процент поросят, получавших лечение от диареи в каждом из зданий

Источник: Pig Progress | Volume 35, No 10, 2019
Автор: Noemie Lemoine, MIXSCIENCE


Читать также